Каждый владелец сайта хочет, чтобы на его ресурс пришло как можно больше заинтересованных людей. Но важно ведь не только заманить пользователя, но и создать все условия, чтобы он остался именно здесь. А для этого нужно знать причину ухода пользователей с сайта и точное время пребывания. Помощь в этом оказывает метрика.
Показатель отказа
Что вообще представляет из себя этот фактор?
В метрике заложена функция фиксирования тех моментов, когда посетителям не нравится сайт. Этот параметр можно запросить в виде специальных статистических данных. Отказом признается такое посещение, когда между заходом на страницу сайта и выходом с нее пользователя проходит крайне мало времени. Это означает, что посетителю не понравился ресурс и человек не заинтересовался им.У разных сервисов веб-аналитики свои критерии, причем некоторые признают отказом слишком маленький промежуток времени пребывания на сайте, примерно до 5 секунд включительно. Но минус такого расчета в том, отказ признается даже тогда, когда за это время пользователь открыл еще пару других.
Владелец сайта может почерпнуть очень важную информацию с помощью такого показателя, поскольку большое количество отказов – это показатель того, что посетителям не нравится ресурс, и они считают его бесполезным и неинтересным.
Помимо показателя отказов в метрике есть еще один полезный фактор – «страницы выхода». Здесь собираются все данные по тем страницам ресурса, на которых закончилась сессия пользователя. Почему этот показатель тоже важен?
Страницы «Выхода»
Любой пользователь в какой-то момент обязательно покинет Ваш ресурс. В отличии от показателя отказов, который в будущем есть возможность свести до нуля, статистика страниц выхода будет постоянно фиксироваться счетчиком. И главный вопрос уже не в количестве подобных страниц, а в их качестве. Данные позволяют понять, какую роль эти страницы играют для сайта, какой информацией оперируют, в какой момент пользователь ушел с ресурса, есть ли страницы-лидеры по этому показателю?
Это может прозвучать странно, но не всегда «выход» - это плохо. Более того, существуют полезные отказы.
В основном пользователи интернета находятся в поиске необходимой им информации. Поэтому, когда они ее находят, то, соответственно, покидают ресурс, особенно это относится к тем посетителям, которые пришли на сайт через поисковики. Чаще всего данная ситуация характерна для новостных, информационных сайтов и тематических блогов. Для последних в принципе считается абсолютно нормальной ситуацией большое количество отказов. Однако в этом случае отказ не характеризует пользователя как незаинтересованного в контенте этого ресурса.
Еще один случай, когда отказ можно считать положительным. На странице сайта размещен фильм, книга или фотографии, которые можно скачать, а может быть предложен новый сайт той же компании, перенесенный на другой хостинг. Данное действие счетчик воспримет как отказ, хотя по идее это имеет совсем другое значение.
Наконец, еще один случай полезного отказа. Для любого интернет-магазина есть установка: свести процент отказов к минимуму. Но это правило не работает, если сайт представляет собой не полноценный магазин, а просто витрину товаров. Многие известные фирмы публикуют на сайте ассортимент своих товаров, с описанием и характеристиками, например бытовая техника, телефоны и прочая электроника. Прежде чем пойти в магазин, многие люди сначала перевернут интернет в поисках технических характеристик, модных тенденций и отзывов пользователей, но сам товар приобретут в обычном магазине.
Теперь наглядно видно, что всегда переживать насчет большого количества отказов, насчитанных метрикой, вовсе не обязательно.
Очень важно оценить те страницы, у которых процент отказов, или иначе говоря отскоков, наиболее высокий. Вполне может быть, что этой страницы достаточно для того, чтобы пользователь ушел довольным. Все просто: если страница содержит познавательную статью – она прочитана, так нужно ли требовать от посетителей большего? Главное, обратите внимание, не предлагает ли данная страничка перейти в другие области сайта или скачать что-либо.
Главное при работе со статистикой счетчика - рассматривать каждую страницу сайта отдельно, в своем контексте, а не по усредненным данным отчета метрики.
Далеко не для всех сайтов аналитика страниц выхода полезна и целесообразна. Ведь рано или поздно с каждой страницы кто-то уходит. В частности, это информационные сайты и всевозможные блоги.
И совсем другое дело – это интернет-магазин или например сайт кинотеатра, где положительным выходом считается выход в определенные «двери», например, покупка товара или бронирование билетов. Вместо таблички выход, на таких сайтах обычно красуется надпись «Спасибо за заказ такой-то» или «Ваша заявка принята», «Номер Вашей брони такой-то» и так далее. Логично же, что такие страницы будут лидировать по количеству отказов. И это наоборот – плюс!
Гораздо хуже, если по количеству выходов лидируют промежуточные, внутренние страницы. Например, посетитель выбрал понравившийся отель, открыл форму заказа, заполнил ее, зашел в форму с оплатой и вышел, то есть прервал сеанс. В этом случае стоит провести глубокую аналитическую работу причин ухода. Куда он уходит с этой страницы?
Если вы не нашли видимых причин сразу, попробуйте проанализировать статистику за аналогичным предшествующий период, может быть на Ваш ресурс оказывает влияние сезонный фактор. Если так, то в этом случае необходимо воспользоваться этим фактором, как конкурентным преимуществом.